«Албанцы научили сербов помнить зло» Корреспонденты «НВ» побывали в Косово, где своими глазами увидели, что изменилось в крае за почти полтора года после объявления независимости
Въезжая на территорию Косово на обычном рейсовом автобусе, мы долго не могли заметить ни единой приметы недавней войны в крае. Вокруг мелькали невысокие горы с кое-где обнаженными склонами, по которым рассыпаны белые домики с красными черепичными крышами, излучавшими мир и спокойствие.
Но чем дальше мы отъезжали от границы с «большой Сербией», тем сильнее бросались в глаза отличия от других ее областей. Стены административных зданий в северном Косово густо исписаны патриотическими лозунгами, а вдоль шоссе иногда попадаются блокпосты, на которых с автоматами наперевес дежурят американские и европейские миротворцы.
Мы приезжаем в Митровицу, второй по величине населенный пункт в Косово и Метохии. Еще 20 лет назад сербы и албанцы, несмотря на все разногласия, селились здесь вперемешку. Однако рост взаимной неприязни между двумя народами в конце 1990-х вылился в открытую вражду. И сегодня Косовска-Митровица служит зримым символом межэтнического противостояния: северная часть города населена сербами, южная принадлежит албанцам. «Линия фронта» проходит по реке Ибар, через которую перекинуты два моста: один автомобильный, другой – пешеходный. Без крайней нужды представители двух враждующих народов в гости друг к другу стараются не ходить.
То, что сербы чувствуют себя униженными и оскорбленными, было видно в общении почти со всеми нашими собеседниками в Митровице. Обида в голосе, тяжелые вздохи, серьезное волевое лицо и страстное желание восстановить справедливость – таков ныне собирательный портрет косовского серба. Они чем-то напоминают загнанных в угол зверей, готовых в любой момент наброситься на охотника. Но только произойти это может не из-за «сербского национализма», а от беспросветности существования. Когда мы спрашивали сербов о жизни в современном Косово, эти милые и доброжелательные люди на глазах превращались в настоящих бойцов с бешеным блеском в глазах и сжатыми кулаками.
– Что изменилось за прошедший год? Оккупационный режим просто назвал вещи своими именами – Косово объявлено албанским государством. Оккупанты ведут себя все более самоуверенно, а сербы постепенно покидают край, – с негодованием в голосе говорит инженер, представившийся Томиславом.
.По словам наших собеседников, за год, прошедший с момента объявления Приштиной независимости, жизнь косовских сербов стала еще тяжелее. Из-за финансового кризиса подскочили цены на товары первой необходимости, а денежная помощь из Белграда сократилась. Средняя зарплата в Митровице лишь у немногих счастливцев доходит до тысячи евро в месяц. А гуманитарная помощь поступает в сербские анклавы в Косово все реже. Но наибольшее недовольство вызвала замена в середине прошлого года миссии ООН на европейскую полицию EUlex, введенную в край по воле Брюсселя безо всяких международно-правовых оснований.
– Для нас бойцы EUlex ничем принципиально не отличаются от нацистов. Они приехали сюда воплощать евросоюзовский «план Ахтисаари» по строительству «независимого» косовского государства, – рассказал молодой врач по имени Вито, наш проводник и «ангел-хранитель». – Впрочем, лично к миротворцам и полицейским у меня нет претензий, ведь они выполняют чужие приказы. Я знаю много историй о том, как западные вояки приезжали в Косово с намерением помогать «страдающим» албанцам, а уезжали отсюда ревностными защитниками сербов.
В пример Вито привел судьбу своего друга – бывшего американского солдата, который пять лет назад уволился из батальона KFOR, после чего вступил в организацию American Council for Kosovo. Теперь он вместе с десятками волонтеров из США помогает сербам – возит в анклавы гуманитарную помощь и участвует в акциях с требованием к Вашингтону аннулировать признание косовской независимости. И таких историй, по словам Вито, сотни, ведь «порядочные люди, видя творящиеся здесь беззакония, восстают против несправедливости». – Многие находят здесь друзей среди сербов, а некоторые даже встречают свою вторую половину, – рассказывает он.
Но многие ли косовские сербы покидают в последнее время родные края? Как говорят местные жители: «Все зависит от человека: слабые люди перебираются в Белград, а сильные духом остаются». Мы часто видели на улицах Митровицы такие объявления: «Продается двухэтажный дом. Готов отдать почти даром» или «Продам квартиру лицам любой национальности». Покупателями, как правило, оказываются албанцы. В северной части Митровицы косовары уже приобрели несколько домов, над которыми тут же развесили свои флаги с черным орлом на ядовито-красном фоне и тем самым создали форпост для дальнейшего продвижения в глубь пока еще сербской территории. По словам Вито, «это очень опасно, ведь захват албанцами нашего Косово на первых порах происходил точно так же – тихой сапой».
– Если они скупят хотя бы одну треть домов в нашем районе, то оставшихся сербов они потом выдавят силой. А если падет северная Митровица, то ее судьбу вскоре повторят и окрестные села. Поэтому уезжать нам никак нельзя, – считает Вито.
Впрочем, большинство косовских сербов никуда уезжать и не собираются. Более того, многие из них, пожив в крупных городах Сербии, вскоре по зову сердца возвращаются в Косово. Среди них – школьная учительница по имени Лилиана Стаич, молодая, обаятельная и застенчивая девушка с красивым одухотворенным лицом.
– Я два года прожила в Белграде, нашла там хорошую работу, но потом все равно сорвалась в Митровицу. У людей, живущих в мегаполисах, совсем другие ценности. Их заботят простые земные вещи – что поесть, попить и как одеться. А в Косово страдания объединяют людей, делают их восприимчивее к религии, помогая им стать чище и добрее. Как это ни странно прозвучит, но здесь люди гораздо счастливее, чем в остальной Сербии, – без малейшей рисовки говорит Лилиана.
– То есть для тебя жизнь в Косово – сродни религиозному подвигу, который послал тебе Бог? – спросил ее корреспондент «НВ».
– Конечно, в глубине души я бы хотела так думать. Ведь кому Бог посылает страдания, того Он по-настоящему любит. Но я каждый раз отгоняю подобные мысли – они суть гордыня, – ответила Лилиана.
Даже на вечернюю службу в церковь бывает трудно попасть, причем на литургию рвутся не только старушки, желающие замолить свои грехи, но и молодые люди. Пение в церковном хоре ребята здесь воспринимают не как нудный кружок, ходить на который из-под палки заставляют родители, а как возможность стать местной знаменитостью. По сути, косовские сербы, на долю которых в последние десятилетия выпало множество страданий, надеются лишь на Бога и… на Россию.
Отношение к нашей стране в сербских анклавах Косово – сродни религиозному почитанию. Для местных жителей «маjка Русиja» («матушка Россия») – далекая держава-избавительница, которая в трудную минуту спасет православных братьев. И даже если эта вера не всегда подкрепляется фактами, люди все равно продолжают уповать на Россию, ведь надеяться им больше не на кого. На стенах домов выведены надписи
: «Русские и сербы – братья навек», «Бог чувствует русских и сербов», «Россия с нами», «Господь, храни Россию!», «Россия, помоги!», «Мы хотим российскую армию». Распознав русскую речь, местные жители провожали нас восхищенными взглядами, а особо радушные мужчины подходили и предлагали пропустить за знакомство стаканчик-другой знаменитой сербской ракии. Услышав отказ, они на пару секунд «выпадали в осадок», явно не ожидая от нас такой реакции. А затем, собравшись с духом, спрашивали с тревогой и надеждой в голосе: «Но ты хоть православный?» Получив утвердительный ответ, они, снова расплываясь в счастливой улыбке, тут же спешили заключить в жарких объятиях «русских братьев»…
– Эй, вы из России? Меня зовут Коля, – на ломаном русском представился хозяин одной из лавок, после чего подвел к висящему на стене портрету российского премьер-министра. – Путин для меня как отец родной. Передайте ему, чтобы он прислал нам комплексы С-300! Кто еще, кроме вас, может нам помочь?
Никола был готов до конца вечера страстно говорить о мировой политике, но нам нужно было еще осмотреть и албанские кварталы. Когда мы шли по мосту через Ибар, являющемуся символом разделения двух народов, над нашей головой с албанской части в сербскую пролетала стая птиц. Подумалось: «Жаль, что люди не могут здесь так же свободно перемещаться в пространстве».
...Албанские кварталы внешне трудно отличить от сербских – только новенькие мечети позволяют понять, кто здесь хозяин. В остальном перед нами предстала почти та же Митровица – небольшие дома, чем-то похожие на наши хрущевки, и утопающие в зелени узенькие улочки. Впрочем, отличия от сербской Митровицы все же есть – сами улицы здесь грязнее, и на них гораздо больше играющих детей и праздношатающейся молодежи (албанцам удалось стать в Косово национальным большинством во многом благодаря высокой рождаемости). Мы увидели и нескольких женщин в мусульманских платках, но здесь это скорее исключение – большинство албанок скорее предпочтут дерзкую мини-юбку «благопристойной» парандже.
Когда один молодой албанец уголовного вида метнул в нашу сторону недовольный взгляд, нам пришлось тут же заговорить на английском. Это сработало безотказно: люди стали смотреть на нас с таким же восхищением, как в сербской части смотрят на русских.
Но как ни выискивали мы на улицах толпы «албанских головорезов», субъекты с откровенно бандитской внешностью терялись в толпе самых обычных людей.
Представившись немецкими журналистами, нам удалось даже разговориться с молодым албанцем по имени Астрит, 23-летним интеллигентным студентом-историком. На хорошем английском он поделился своими впечатлениями о жизни в «независимом» Косово.
– Конечно, мы рады, что наконец-то стали полноценным государством. Мы с нетерпением ждали этого события столько лет! Но, честно говоря, жизнь в Косово оставляет желать лучшего – зарплаты низкие, преступность процветает, а работы для молодежи нет никакой. Средства, которые приходят из Европы, тут же разворовывает наша элита. Я не вижу для себя никаких перспектив в Косово. Может, вы подскажете, как мне уехать на стажировку в Германию?
Затем он принялся рассуждать о толерантности и взаимоотношениях между сербами и албанцами. По мнению Астрита, «сербы должны интегрироваться в гражданское общество Косово и жить в мире с албанцами. Но прежде всего им нужно раскаяться в «геноциде косоваров».
– Ведь они убили тысячи албанцев.
(ВРЁТ КАК СИВЫЙ МЕРИН!!!! ВЫУЧИЛ ВАШИНГТОНСКУЮ ПРОПАГАНДУ!!!
) И как мы можем их простить? – вопрошал наш собеседник. И неожиданно добавил: – Хотя, наверное, когда-нибудь сможем.
…Проходя по мосту через Ибар в сербские районы Косовской-Митровицы, мы вновь увидели птичью стаю, летящую над нашими головами теперь уже в албанские районы. «И почему птицам хватает неба, а люди не могут поделить землю?» – подумалось в тот момент. А возле моста нас уже ждал наш проводник со своими друзьями.
– Слушай, Вито, а вы сможете когда-нибудь простить албанцев? – спросили мы.
– Сербы всегда прощали быстро и легко, но за последние десятилетия албанцы, увы, научили нас помнить зло. Если Америка, которая нас когда-то стравила, окончательно ослабнет, она сразу же уйдет из Косово. Тогда албанцы, оставшись наедине со своими проблемами, прибегут к нам просить прощения. . Когда-нибудь мы, наверное, простим друг друга, вот только произойдет это явно не скоро.
(ПУСТЬ БОГ ПРОЩАЕТ ШИПТАР, А НА ЗЕМЛЕ ИМ НЕТ ПРОЩЕНИЯ!!! ШИПРАТЫ СДОХНУТ КАК МУХИ, ОТ ТУНЕЯДСТВА!!!
)// Михаил Тюркин
http://www.nevskoevremya.spb.ru/planeta ... vpomnitzl/