srpskinacionalisti.com

Борьба русинов за свои национальные права

Форумска правила
Обавезно прочитајте Правилник о понашању на Форуму и форумски бонтон пре учешћа у дискусијама!
Аватар
Валера
Војвода
Војвода
 
Порука: 6585
Приступио: сеп 2005
Место: =РУСИJА=Москва=

Борьба русинов за свои национальные права

Порука Валера 20.9.2008. 20:36

Разделенный народ Европы (часть 1)

Русины продолжают отстаивать свои права

Слика

О существовании на европейской этнической карте довольно многочисленного (до одного миллиона человек совокупно), но разделенного на множество частей государственными границами народа русинов, к сожалению, знают только специалисты. Средний европеец, как и средний россиянин, вообще не слышал о русинах. Между тем это один их древнейших автохтонных народов Европы, славянского корня, проживающий, согласно летописным источникам на землях от Высоких Татр на Западе, до склонов Карпат на востоке, вплоть до Среднедунайской низменности на юге.
Многие историки и филологи (к примеру, В.О.Ключевский, академик О.Н.Трубачев) считают, что земли, населенные русинами, были общеславянской колыбелью, из которой они разошлись по разным направлениям – на Балканы, к Балтике, за Днепр. Предки русин не оставили родового гнезда и, несмотря на исторические испытания, сохранили национальную идентичность даже в условиях многовекового существования в формате разделенного народа.

Вопрос национального выживания русин, как это ни покажется парадоксальным, с особой остротой встал именно сейчас, в начале ХХI века, когда, казалось бы, на территории Евросоюза предпринимаются системные усилия по «сохранению языков и культур».

Русины, большую часть своей истории прожившие в составе Австро-Венгерской империи, хорошо познакомились с практикой ущемления национальных прав, вплоть до насильственного переселения – именно так русины оказались в Воеводине и в Хорватии. Однако в наши дни, когда большая часть народа оказалась в пределах Украины, русины почувствовали реальную угрозу своему национальному бытию - в новой демократической Украине русины не признаются национальным меньшинством и лишены каких бы то ни было признаков национально-культурной автономии. Именно эта драматическая ситуация вывела дискуссию о судьбе русинского народа на общеевропейский уровень, поскольку в рамках внутриукраинского законодательства и правоприменительной практики она не находит решения вот уже 15 лет.

Проблема русинского народа уходит в толщу истории и без некоторого экскурса тут обойтись невозможно.

Выдающийся ученый ХIХ века, историк и патриот края Михаил Лучкай (Поп) в шеститомной «Истории карпатских русинов» на основе глубокого анализа греческих, римских, византийских источников и произведений западноевропейских историков средневековья убедительно доказал: нынешние русины - это аборигены и автохтоны на территории возле Дуная, Тиссы и Карпат, первобытный и коренной славянский народ, который имеет свое историческое имя, свою историю и родственен с другими славянскими народами Центральной и Восточной Европы. Ученый приходит к выводу, что античные, византийские и средневековые историки называли славянские племена к востоку от Дуная «рутенами» (латинизируемое от «русины»). Это название у восточных славян в связи с княжескими междоусобиями уже в ХII веке было утеряно. Однако те русины, которые жили по эту сторону Карпат, не были подчинены князьям за Карпатами, сохраняют еще и сегодня свое историческое название. Эти русины не могли принимать активного участия в формировании как поздней Киевской Руси, так и украинской этнической и политической нации уже в ХХ веке в связи с географической оторванностью и принадлежностью к другим европейским государствам. При неблагоприятных исторических обстоятельствах им не удалось удержать заселенные ими земли от постепенного заселения более сильными славянскими и неславянскими народами. Поэтому подкарпатским русинам пришлось пережить немало чужих государственно-политических режимов, каждый из которых пытался «научно» подтвердить свое историческое право на господство в крае, а русинов выдавать за свой субэтнос или пресловутую родственную ветку.

После Первой мировой войны территория русинского этноса по признанному Украиной Сен-Жерменскому Мирному договору (в 1919 году) была размежевана между соседними центрально-европейскими государствами, а нынешняя территория области под названием «Подкарпатская Русь» на правах широкой Автономии вошла в состав Чехословацкой Республики. В 1939 году, 15 марта русинская Автономия Подкарпатская Русь под названием – «Карпатская Украина» была провозглашена независимой в рамках Чехословацкой Федерации.

Но уже на второй день была оккупирована хортистской Венгрией.

В ходе перенесения боевых действий против фашистской Германии на Запад Подкарпатская Русь, как составная часть суверенной Чехословакии, в октябре 1944 года была освобождена советскими войсками. В июне 1945 года на основании дого¬вора Фирлингера-Молотова она вошла в состав СССР сначала как «Закарпатская Украина» со всеми государственно-автономными институциями. Этим, казалось бы, были реализованы надежды русинов, как и других малых славянских народов, на защиту со стороны России, потом СССР, от чужеземных посягательств, при сохранении их государственности.

Однако, уже в следующем 1946 году Москвой и Киевом государственность «Закарпатская Украина» была безосновательно ликвидирована и сведена к уровню «рядовой советской» области. Принятый съездом Народных Комитетов и поддержанный частью населения Манифест о правовом и цивилизованном воссоединении Русинского края с УССР был подменен грубыми административными мероприятиями центральной власти. Была ликвидирована, без любого мотивирования, Народная Рада Русинов, «как единственная центральная власть, действующая по воле (русинского) народа на территории Закарпатской Украины», ибо такие высокие полномочия этого органа местной власти никак не устраивали центральных «воссоединителей». Русины в сталинском СССР подверглись репрессиям, прежде всего со стороны украинских властей и были подвергнуты массовой национально-культурной украинизации, охватившей все сферы национального бытия – от административно-управленческой практики, до преподавания в школах на русинском языке и выборе языка богослужений.

При этом следует учитывать, что русинская национальность как особая категория гражданства с разным форматом национально-культурных прав признавалась практически во всех государствах, а их более 20, в состав которых в разные периоды истории входили русины.

Все государства, в состав которых входило Закарпатье в прошлом (Венгрия, Австрия, Австро-Венгрия, Венгерская республика, Чехословакия, Югославия) без любых дополнительных условий всегда признавали русинскую национальность, вводили ее в государственный реестр при переписях населения. Так, по Переписи 1850 года на территории нынешних Закарпатья и Словакии было 440 600 русинов, а в 1900 году – 410 283 русина (уменьшение - в результате эмиграции).

Подкарпатские русины, осознавая свою этническую общность, в течение по крайней мере двух веков добивались для себя социальных и национально- политических прав.

Об этом свидетельствуют события и правовые документы: революция 1848 -1849 годов – «весна народов». Делегация русинов, возглавляемая выдающимся русинским политиком А. Добрянским, вручила австрийскому императору Францу Иосифу II Программу Русинской Автономии из 12 пунктов, среди них:

признание русинской национальности в Венгрии на государственном уровне; образования в русинском крае административных округов, где государственные чиновники должны владеть русинским языком; образование русинских школ, гимназий и юридической академии, издания государственной газеты русинским языком; равноправие с другими нациями и т.д. Вершиной на пути к приобретению государственного статуса вероятно следует считать период вхождения в Чехословакию на «правах самой широкой автономии, со своим автономным Соймом».

К сожалению, и чехословацкая власть, ссылаясь на «отсутствие местных управленческих кадров» медлила с предоставлением Подкарпатской Руси самой «широкой автономии» вплоть до 1938 года. Кстати, этот «аргумент» успешно использовала и советская центральная власть, насаждая в русинском крае свои кадры, которые не знали ни истории, ни социально-экономических особенностей края, игнорировали реальные интересы его народа. Ещё к большему сожалению, эта практика продолжается и в условиях независимой Украины.

В октябре 1938 года Национальное Собрание Чехословакии приняло законы о ее федеральном устройстве, согласно которым Чехия, Словакии и Подкарпатская Русь приобретали статус отдельных государств (как конфедерация). Но уже 14 марта 1939 года Словакия провозгласила суверенитет и выход из федерации, чем отрезала Подкарпатскую Русь от Чехии. 15 марта 1939 года. созванный Сойм (русинский Парламент) Подкарпатской Руси, принял Закон о переименовании Русинской Автономии в суверенную республику под названием «Карпатская Украина» (название принято под давлением Берлина и галицких сечевиков), избрал состав правительства, ее президента в лице священника Августина Волошина. Однако, через день республика была оккупирована венгерскими войсками.

Последующие военные действия и освобождение от фашизма, в котором русины принимали самое активное участие, перевернули ход событий и накрепко увязали судьбу русин с Украиной.

Воля народа была все же иной - 18 ноября 1944 года православные провели всекраевое собрание, на котором решили просить о вхождении в СССР в качестве союзной прикарпатской русской республики.

Руководство Советского Союза решило иначе, в результате чего всех записали украинцами. При этом была запрещена и русинская национальность. Как считают русины, Москва своим решением нанесла весьма болезненный удар. Между тем, автономная Карпаторусская Православная Церковь (и, в свою очередь, большая часть греко-католиков) добровольно перешла из-под омофора Сербского Патриархата в Патриархат Московский.

В разных государствах русины в разные периоды обладали различным статусом и связанным с этим набором прав и возможностей для национального развития. В Сербии, к примеру, русины обладают сегодня не только всеми общегражданскими правами, но и широкой национальной автономией на территории Воеводины, где их проживает около 40 тысяч человек. Они имеют свои школы, газеты, канал на телевидении, театр, художественную галерею и музей, получают целевое финансирование на национальные программы, а главное, сохраняя национальную идентичность, интегрированы в государственную жизнь Сербии.

В современной Словакии русин называют «тихим меньшинством». Это преимущественно крестьянское население компактно проживающее в Пряшевской Руси, сейчас имеет весь перечень национально-культурных возможностей для сохранения своей самобытности. Но так было не всегда. В предвоенные годы были попытки культурной «цивилизации» и ассимиляции русин. После 1945 года национальные учреждения русин и здесь стали именовать «украинскими». На украинском же языке ставились пьесы в национальном русинском театре. И только в последние 10 лет справедливость в отношении русин в Словакии восстановилась. Они пользуются всеми гражданскими и национально-культурными правами, предусмотренными Европейской хартией региональных языков и меньшинств также и в Польше, и в Венгрии, и в Чехии. Важно отметить, что в 20-30 годы ХХ века именно чешскими учеными была проделана большая работа по изучению Подкарпатской Руси, языка, этнографии, культуры, природы. Чешские исследователи открывали для всей Европы богатства этого края и, как справедливо признается и самими русинами, сделали для этого народа много больше, чем правительство, тормозившее процессы автономизации края. Чехи, которые сейчас приезжают на знакомые места, бывают просто поражены драматическим ухудшением качества жизни народа, его правовым положением. Как написал о Подкарпатской Руси переводчик и писатель Франтишек Бенгарт: «покрыта рубцами вплоть до отчаяния от тех украинизированных местных названий, стоит летаргически покорная в бессмысленных очередях перед окошками бюрократов, которые верно продолжают советскую волокиту…»

Положение современных русинов на Украине характеризуется целым комплексом взаимосвязанных проблем, которые невозможно эффективно решить без пересмотра самого статуса русинов в составе народов Украины.

Первое и, можно сказать, системное нарушение это – непризнание за русинами на Украине статуса национального меньшинства и связанные с этим нарушения всего спектра прав национально-культурной автономии Подкарпатского края.

В этот печальный комплекс входят не только вопросы, связанные с языком, культурой, социальным статусом и социальными возможностями, но также и вопросы свободы вероисповедания, свободы хозяйственной и предпринимательской деятельности и, в конечном счете, вопрос незаконной варварской эксплуатации природных богатств края при гражданской и культурной дискриминации коренного населения – русинов.

Все эти процессы взаимосвязаны: вытеснение русинской народной культуры, игнорирование достижений русинской литературы, исторической науки, центрально-европейской ментальности народа путем подмены понятий «русинская» на «украинская», «перелицевания» и фальсификации истории. Практика порочить их носителей - местных русинов приводит к гражданской дискриминированности одних и безнаказанности других - их гонителей.

Как часто бывает, следствия и причины меняют местами. Отсталость края, возникшую в результате бесхозяйственности и дискриминации местного населения, провозглашают коренной чертой русинского народа. Автор «Истории Украины» О.Субтельный, справедливо подчеркивая парадоксальность возникновения так называемой «Карпатской Украины» на территории Подкарпатской Руси, пишет, что среди всех западноукраинских земель «этот регион был менее всего развитым в общественно-экономическом, культурном и политическом отношении». Все достижения в области культуры, науки тотчас же приписываются себе. Нынешние фальсификаторы истории края даже русинского подвижника Г.Лучкая, великого «будителя» русинов Александра Духновича называют «украинцами», в то время, как этого этнонима в годы их жизни и творчества вообще не существовало.

Еще в процессе «вхождения» Закарпатья в состав СССР вопрос принадлежности русинов был решен административным путем, без принятия любого юридического документа и учета воли и желание населения и уровня его национального самосознания: всех русинов механически переписали в украинцев. Этим самым было вычеркнуто само название национальности «русины», что веками служило заслоном от окончательной ассимиляции подкарпатского русинского народа. Были отброшены богатейшие пласты культуры, народного образования, русинского языка, обычаев, традиций, которые формировались в течение веков, то есть все то, что имел в виду великий «будитель» Александр Духнович, завещая русинам «не забудьте о своем». В обстановке страха, запугивания, выселения недовольных в Сибирь, с одной стороны, и образованием государственности «Закарпатская Украина», - с другой стороны, местное русинское население вынуждено восприняло эту акцию терпеливым молчанием. Кстати, точно так вытесняют из сознания людей правду и сегодня, просто методы оболванивания сегодня более действенные и масштабные.

Особенное давление испытывает русинский язык, который был выброшен из образования, прессы, радио, официального употребления.

В школах, других учебных заведениях получил распространение дискриминационный срок «засорения» языка учеников, студентов, учителей, преподавателей, а также оскорбительные ярлыки. В этом - одна из причин того, что по количеству специалистов с высшим образованием и студентов вузов Закарпатье занимает последнее место в Украине.

От решения этнокультурных проблем края самоустранились органы власти, предоставив пространство для продолжения фальсификации русинской истории и культуры, дальнейшей дезориентации общественности Украины. «Доводы» антирусинов базируются на ими же выстроенной провокационной «триаде»: во-первых, навязывание русинскому движению ярлыка «политического русинства»; во-вторых, обвинение русинов в антиукраинстве; в-третьих, обвинение в попытке выйти из состава Украины и присоединиться к другому какому-то государству, то ли к Будапешту, Праге, то ли к России. Все это, понятно, политические спекуляции. Ни одна из русинских общественных организаций никогда, нигде даже не обсуждала этих вопросов, не ставила их ни в одном документе. Цель этих провокаций ясна - дезориентировать общественность относительно благородных целей этнического русинства, остановить процесс культурного и социально-экономического возрождения края, перечеркнуть любое упоминание о русинах как исторических его хозяевах, которые сберегли свою землю и язык и с этим богатством присоединились к Украине. Национальная идентификация - это дело совести каждого.

Трудолюбивость и работоспособность, толерантность и культура межнационального общения, добропорядочность и доброжелательность, уважение к государству и его законам - основные качества национального характера русинов. А национальный характер, согласно новейшим научным выводам, генетически изменяется лишь в течение нескольких веков, в десятках поколений. Поэтому всякие попытки искусственно сделать русинов этническими украинцами вредят консолидации общества,формированию полиэтнической украинской нации. Русин как патриот, сознательный гражданин Украины, намного ценнее для общества, чем деэтизированное лицо, способное продать «за чечевичную похлебку» свое первородство, а с ним - и будущее своих детей и внуков.
http://www.stoletie.ru/parizhskie_pisma ... -06-20.htm
Буди Србин! Пиши Ћирилицом!
Господе, помилуј, сачувај, спаси и заштити благодаћу Твојом јунаке србске Радована и Ратка! Господе благослови, заштити и спаси нас верне слуге Твоје!
Амин!
Востани, Сербије! Давно си заспала,
У мраку лежала; сада се пробуди,
И Сербље возбуди!
Аватар
Валера
Војвода
Војвода
 
Порука: 6585
Приступио: сеп 2005
Место: =РУСИJА=Москва=

Re: Борьба русинов за свои национальные права

Порука Валера 20.9.2008. 20:47

Разделенный народ Европы (часть 2)

Русины продолжают отстаивать свои права


Слика

О существовании на европейской этнической карте довольно многочисленного (до одного миллиона человек совокупно), но разделенного на множество частей государственными границами народа русинов, к сожалению, знают только специалисты. Средний европеец, как и средний россиянин, вообще не слышал о русинах. Между тем это один их древнейших автохтонных народов Европы...

Сложность положения русинов как народа заключается еще и в том, что он разделен по конфессиональному признаку – часть исповедует греко-католическую веру, а часть православие.

Исторически на формирование русинского этноса в Центральной Европе большое влияние оказало христианство, которое было воспринято предками русинов на век раньше, чем произошло крещение Киевской Руси.

Почти два года в русинском ареале проповедовали святые Кирилл и Мефодий, поскольку не имели возможности войти в Моравское государство, к тому времени занятое германцами. Принятию христианства способствовали тесные экономические связи с соседними славянскими странами, а также то, что значительные территории проживания русинов входили в Моравское и Болгарское государства.

Постепенно формировались религиозные общины и церковные организации византийского обряда. Православные религиозные организации русинов вплоть до 1947 года подчинялись Сербскому патриархату, а греко-католики, объединенные в Мукачевскую епархию, - непосредственно Риму.

Глубокая религиозность - характерная особенность русинского этноса. По переписи 1930 года в Закарпатье назвали себя греко-католиками 359 191 человек, православными – 11 234, вместе это почти 70% тех, кто называет себя русинами. В настоящее время три четверти православных закарпатцев (около 600 тысяч) - члены Украинской православной церкви Московского Патриархата.

Русины, которые эмигрировали в США, сначала ходили в церковь совместно с выходцами из Западной Украины.

Однако вскоре сказались расхождения в богослужебной практике и общественной позиции верующих, и подкарпатские русины учредили греко-католическую митрополию в Питтсбурге и православную митрополию в Джонстауне (Пенсильвания).

Обе церкви, православная и греко-католическая, сыграли важную роль в национальной идентификации русинов. Во всех официальных документах периода вхождения в Чехословакию принадлежность к этим конфессиям выступала синонимом русинской национальности. В первые годы после присоединения к СССР эти конфессии подвергались гонениям. Православная Церковь перешла в подчинение Московскому Патриархату, а греко-католическая, поставленная вне закона, преследовалась до 1990-х годов.

К сожалению, и в независимой Украине продолжается нарушение прав верующих руками самих же верующих. Насаждается «украинизация» в богослужении там, где традиционно пользовались церковнославянским языком (близким к русинскому). Это означает,что людям, причастным к богослужению, нужно переобучаться в угоду верующим, прибывшим из соседних украинских областей, особенно из Галичины. Эта же категория верующих добивается подчинения греко-католических общин Закарпатья львовскому греко-католическому центру, что является унижением роли и значения Мукачевской епархии.

Таким образом, аргументы в конфессиональной сфере также убедительно доказывают, что национальность «русин» должна войти в государственный реестр национальностей Украины, что позволит защитить язык богослужения, обряды и традиции, сохраненные народом на протяжении веков. Поступать иначе - значит загнать решение русинской проблемы в тупик, нанести вред и украинскому обществу, внести межнациональный раздор. Тем более бессмысленно не признавать русинской национальности, если официально считают ее носителей частью украинского народа.

События после распада СССР серьезно ухудшили положение русинов, продолжавших оставаться в составе Украины, однако лишенных какого бы то ни было национально-автономного статуса.

1 декабря 1991 года на Украине был проведен референдум относительно желания ее граждан выйти из состава СССР, 92,5% процента закарпатцев проголосовали за суверенитет и независимость Украины.

Тогда же проводился областной референдум относительно автономии Закарпатья. Но по просьбе Л. Кравчука и его администрации сессией областного совета слово «автономия» было заменено его энциклопедическим толкованием – «специальная самоуправляющаяся территория» и соответственно внесено в бюллетень: «Считаете ли Вы, что необходимо, чтобы Закарпатье получило, с занесением в Конституцию Украины, статус специальной самоуправляющейся территории, как субъекта в составе независимой Украины и не входило в любые другие административно-территориальные образования»? За это проголосовали 78% участников референдума. Однако, результаты референдума относительно статуса Закарпатья официально Киевом и к настоящему времени не признаны. Воля народа грубо проигнорирована.

Надежды русинов на то, что демократическая Украина будет способствовать возобновлению отобранной у них Сталиным государственности, не оправдались. С упрямой настойчивостью, вопреки исторической правде и нынешней реальности, русинов пытаются превратить в «этнических украинцев» (близких к ним, но не тождественных). Этим вносятся чуждые русинам тенденции национальной неприязни. Именно отсюда идет опасность для целостности Украины, а не от русинов. «Неугомонные патриоты» спровоцировали принятие на государственном уровне тайного «Плана мероприятий по решению проблем украинцев-русинов», направленному на ускоренную ассимиляцию русинов.

Как пишет Олег Сапожников (Фонд «Свободная Европа»): «Власть современной Украины при всех своих декларациях относительно своего «европейского вектора развития» делает равнодушный вид, что русинской проблемы не существует, потому что нет самих русинов, а есть «украинцы» и кучка сепаратистов. Речь идет даже не только о лишении права русинов на воссоздание своей автономии, речь идет об отсутствии у русинского народа даже тех прав, которыми обладают другие национальные меньшинства Украины».

Одним из вопиющих аспектов нарушения прав народа, а соответственно и прав человека, в Закарпатье является хозяйственно-экономическая практика украинских властей этом регионе.

Рельефно-климатические особенности обусловили характер социально-экономической жизни региона. В течение веков здесь образовались своеобразные способы ведения хозяйства, как в горной местности, что занимает 80 процентов территории, так и равнинной части края, в частности в возделывании земли, животноводстве, переработке продукции и потреблении. Четко очертились три составные экономики: а) крестьянское сельское хозяйство на базе выкупленной крестьянами земли; б) ремесло; в) промышленность. С установлением советской власти первые две составляющие были ликвидированы. Крестьянские хозяйства были коллективизированы, большинство исторических владельцев, а это сотни тысяч людей, были отлучены от земли, приобретенной ими за средства от своего труда. Борьбой с «кустарничеством» уничтожено ремесло. Промышленность базировалась исключительно на местном сырье. Надо принять во внимание, что на 1945 год в области насчитывалось 173 предприятия, в том числе 31 - лесной и деревообрабатывающей промышленности, 18 - производства стройматериалов, 94 - пищевой промышленности. Большинство населения посезонно работало в сельском и лесном хозяйстве, что давало возможность сочетания обоих сфер в занятости рабочей силы. Предложения местной власти относительно сохранения и умного использования этого фактора центром не были учтены. Все знают, что вплоть до 60-х годов по-варварски леса вырубались для «восстановления», а за последние годы независимой Украины эта позорная практика нарастает с угрожающими размерами и последствиями. Лесная и деревообрабатывающая промышленность достигла своего пикового уровня в 70-90 годы. Потом начался ее упадок. Более 45 тыс. работников этой отрасли потеряли работу.

Принцип выравнивания социально-экономического развития регионов, провозглашенный в 70-х годах относительно Закарпатья, не был реализован. По фондообеспечению одного работающего область, даже на 90-е годы, в 4-7 раз отставала от других промышленно развитых регионов Украины. Проблема занятости населения решалась созданием предприятий, которые работали на привозных материалах и производили комплектующую продукцию. На них было занято свыше 200 тысяч специалистов, преимущественно молодых рабочих. Все они сегодня - вне экономической жизни. Поэтому, наряду с возобновлением производства «на приватной основе», очень необходимо с помощью центра вернуться к организации законченного цикла производства для внутреннего и зарубежного рынков.

Отсутствие дифференциации региональной политики центра привело к тому, что обедневший регион Закарпатья стал донором бюджетам соседних областей - Ровенской, Ивано-Франковской - как посредников в поставке энергоносителей.

Санатории перечисляют свои прибыли в АО «Укрпрофоздоровлення» в Киев. Минеральные воды в Закарпатье сегодня – это сверхдоходы олигархических кланов и их прислужников в Киеве. Это третье, после уничтожения леса и отобрания от коренного населения земли, ограбление края.

За бесценок вывозятся также поваренная соль, цеолит, шерсть и другие ресурсы.

От добывания мужиевского золота, которое получило статус «украинского», область ничего не получает.

Так называемая приватизация торговых, бытовых, производственных и др. объектов, созданных за средства трудовых коллективов, людям труда мало что дала. Трудовые коллективы практически отстранены от приватизационного процесса, ибо ему предшествовали лишение сберегательных и страховых вкладов на сумму свыше 3 миллиардов долларов США, ограбление трастовыми компаниями, безработица. Посреднические фирмы, которые находятся за пределами области, воспользовавшись безденежьем населения нашего края, скупают акции, сертификаты, овладевают имуществом, насаждают свои кадры, своевольно ведут себя в соблюдении законов о труде.

Нарушено демографическое и социальное равновесие в крае. За полвека население удвоилось и достигло 1,3 миллиона человек. Здесь, если вычесть площадь, занятую лесами, плотность населения на 1 кв. км. составляет 200 человек. Это наибольший показатель на Украине и в СНГ. На одного жителя приходится всего 0,15 га земли. В настоящее время из 746 тысяч работоспособных имеют постоянные места работы лишь 280 тысяч человек, включая чиновнический управленческий аппарат и силовые структуры. Напомним, что в 1930 году в Закарпатье насчитывалось 60 тысяч безработных. Мировая общественность тогда била тревогу на этот счет, называя край «Африкой в Центре Европы». А в настоящее время около 400 тысяч человек, в основном автохтонные русины, квалифицированные специалисты, молодежь, выброшены из разных сфер общественно полезного труда. Они вынуждены отправляться в Европу или Россию, чтобы прокормить семью. Почти нет среди них лиц, которые бы не испытали рэкета в странах СНГ или дискриминации в других европейских государствах. Немало работников оставили там и здоровье, и свою жизнь. Да и их мизерные заработки вымываются из области в условиях упадка производства и потери возможности труда в соседних странах, которые ввели систему визового въезда. Постепенно ликвидируется внутренний рынок.

История повторяется, к сожалению, в ухудшенном варианте. Завершение XX века для Закарпатья по всем признакам, но в усугубленном центральной властью виде, тождественно концу XIX век Тогда, в 1899 году, ирландец по происхождению, экономист министерства полеводства Венгрии Е. Еган, исследовав экономическое положение подкарпатских русинов, писал: «страшно смотреть на этот умирающий народ. Уже ныне можно предсказать и тот день, когда последний русин убежит из края». И дальше: «... этот крестьянский народ попался в руки наисильнейшего и наихитрейшего торгового элемента в Европе...» Невосполнимые потери несет сегодня русинский народ из-за отсутствия демократического правового регулирования хозяйственных отношений, в условиях когда сверхдоходы достаются олигархам, которые завладели основами экономики - энергоносителями, приоритетными сферами.

Коренное население - русины практически не могут воспользоваться своими правами, они лишены доступа к ресурсам и хозяйственным мощностям.

Законы Украины, как правило, не учитывают особенностей Закарпатья, которые формировались в течение веков.

Следовательно, наступило время реализовать законодательно волеизъявление закарпатцев на референдуме 1991 года. Необходимо не только внести русинскую национальность в "Словарь национальностей Украины" (с присвоением отдельного идентификационного кода, который бы обязательно учитывался в переписях населения Украины и других официальных документах), но и создать условия для правовой реализации законных прав коренного населения Закарпатья.

Украина – независимое демократическое государство, руководство которого неоднократно заявляло о «европейском векторе своего политико-правового развития». Европейские структуры неоднократно с симпатией высказывались в адрес того курса, который осуществляет новое правительство и Верховная Рада Украины. Однако, на примере судьбы русинского народа мы сталкиваемся с вопиющим нарушением прав человека, более того, прав целого народа, с проявлением двойных стандартов в оценке законодательства и практики стран, входящих в Совет Европы. В случае с положением русинов – речь идет не о лишении прав на создание автономии, на что, как убедительно доказывают материалы исторических и политических исследований, у русинов есть полное международно признанное право, речь идет об отсутствии у русинского народа даже тех прав, которыми обладают другие национальные меньшинства Украины. То есть речь идет о дискриминации целого народа по национальному признаку!

Европейская Хартия региональных языков и языковых меньшинств принята Советом Европы в ноябре 1992 года. Эта Хартия является дополнением к Европейской конвенции о защите прав человека и Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Эти документы провозглашают полифонический подход к защите культурно-языковых прав населения, заключающийся в признании многообразия языков, взглядов, позиций. Эти документы трактуют язык не только как средство общения, но и как неотъемлемую часть культуры и самосознания человека - носителя языка. Украина, провозглашая свою европейскую ориентацию, ратифицировала эти документы. Казалось бы, это создает прочную юридическую базу хотя бы для прав русинов на использование своего языка в образовании и общественной сфере. Но не тут-то было! В законе о ратификации вообще отсутствует упоминание о русинах. Среди национальных меньшинств Украины упомянуты крымские татары, цыгане, гагаузы. Есть русские, евреи, греки и болгары, венгры, словаки, румыны, молдаване и белорусы. Но русинов нет...

Русинам приписывается стремление к выходу из состава Украины, ненависть к украинцам, их называют не иначе как «силой зла, направленной против Украины и ее государственности». Степень разъяренности при этом совершенно несопоставима с нынешним масштабом движения и вызвана именно тем, что сам факт его наличия нарушает привычный и удобный взгляд на национальный вопрос как на борьбу за украинство против наследия русской империи.

В случае с русинами «палач» и «жертва» меняются местами, «угнетенные» украинцы сами становятся угнетателями, а такой имидж не нужен «европейской, цивилизованной Украине».

В Украине игнорируется даже факт официального признания русинов в качестве отдельного народа в странах Евросоюза, куда Украина так стремится. А русины признаны как национальное меньшинство (а значит и как народ) и в Польше, и в Венгрии, и в Чехии, и в других странах. Собственно, основным и главным русинским вопросом является отсутствие какого-либо статуса русинского народа на территории Украины.

История русинского народа полна скорбных страниц. Самый мрачный эпизод связан с истреблением в Австро-Венгрии во время Первой мировой войны 70 тысяч русинов – мужчин, женщин и детей в Талергофе. Это факт геноцида, так как люди гибли именно вследствие своей принадлежности к народу русинов. Европа не помнит о трагедии русинов в Талергофе, как не замечает медленный геноцид осуществляемый на наших глазах.

Шаг к признанию права на автономию русинов в современных условиях – это шаг к превращению Украины из унитарного государства в федеративное, но именно этот путь может привести к гармонизации национальных отношений.



* В статье использованы материалы работ Николая Петровича Макары, председателя Русинского научно-образовательного общества, представителя Закарпатского областного общества "Знание" Украины; Михаила Ивановича Шарги и прот. Димитрия Сидора, председателя Сойма Подкарпатских Русинов, Олега Сапожникова (Фонд «Свободная Европа»).
http://www.stoletie.ru/parizhskie_pisma ... -08-04.htm
Буди Србин! Пиши Ћирилицом!
Господе, помилуј, сачувај, спаси и заштити благодаћу Твојом јунаке србске Радована и Ратка! Господе благослови, заштити и спаси нас верне слуге Твоје!
Амин!
Востани, Сербије! Давно си заспала,
У мраку лежала; сада се пробуди,
И Сербље возбуди!
AlterEgo
Млади националиста
Млади националиста
 
Порука: 150
Приступио: јул 2008

Re: Борьба русинов за свои национальные права

Порука AlterEgo 20.9.2008. 22:34

Очень интересная история, но очень проблемная нация. Кто они вообще? Куда стремятся? Чего хотят? Может, они на 200 лет отстали от сегодня вставших перед нами вопросов?

Но конечно их жаль, особенно, понимая, что им приходится жить в современной Украине. Уж больно красиво звучит название народа...
Аватар
Валера
Војвода
Војвода
 
Порука: 6585
Приступио: сеп 2005
Место: =РУСИJА=Москва=

Re: Борьба русинов за свои национальные права

Порука Валера 21.9.2008. 11:45

Что значит "уж больно красиво"?
Украина русинов, вообще, не признаёт как отдельную нацию, поэтому им приходится бороться за свои права.
Буди Србин! Пиши Ћирилицом!
Господе, помилуј, сачувај, спаси и заштити благодаћу Твојом јунаке србске Радована и Ратка! Господе благослови, заштити и спаси нас верне слуге Твоје!
Амин!
Востани, Сербије! Давно си заспала,
У мраку лежала; сада се пробуди,
И Сербље возбуди!
AlterEgo
Млади националиста
Млади националиста
 
Порука: 150
Приступио: јул 2008

Re: Борьба русинов за свои национальные права

Порука AlterEgo 21.9.2008. 13:42

То и значит. "Русины". Мне вот нравится :)
Аватар
Валера
Војвода
Војвода
 
Порука: 6585
Приступио: сеп 2005
Место: =РУСИJА=Москва=

Re: Борьба русинов за свои национальные права

Порука Валера 21.9.2008. 13:54

AlterEgo ::То и значит. "Русины". Мне вот нравится :)

:D
Буди Србин! Пиши Ћирилицом!
Господе, помилуј, сачувај, спаси и заштити благодаћу Твојом јунаке србске Радована и Ратка! Господе благослови, заштити и спаси нас верне слуге Твоје!
Амин!
Востани, Сербије! Давно си заспала,
У мраку лежала; сада се пробуди,
И Сербље возбуди!
Аватар
Регина
Млади националиста
Млади националиста
 
Порука: 171
Приступио: мај 2008
Место: Москва

Re: Борьба русинов за свои национальные права

Порука Регина 21.9.2008. 14:24

вот буду в Карпатах в следущий раз, постараюсь как-то найти этих славных людей.
какие ведь молодцы: в таких условиях сохранились этнически! =D>
Аватар
Валера
Војвода
Војвода
 
Порука: 6585
Приступио: сеп 2005
Место: =РУСИJА=Москва=

Re: Борьба русинов за свои национальные права

Порука Валера 21.9.2008. 14:34

Регина ::вот буду в Карпатах в следущий раз, постараюсь как-то найти этих славных людей.
какие ведь молодцы: в таких условиях сохранились этнически! =D>

Точно. Найди.
Буди Србин! Пиши Ћирилицом!
Господе, помилуј, сачувај, спаси и заштити благодаћу Твојом јунаке србске Радована и Ратка! Господе благослови, заштити и спаси нас верне слуге Твоје!
Амин!
Востани, Сербије! Давно си заспала,
У мраку лежала; сада се пробуди,
И Сербље возбуди!
AlterEgo
Млади националиста
Млади националиста
 
Порука: 150
Приступио: јул 2008

Re: Борьба русинов за свои национальные права

Порука AlterEgo 21.9.2008. 14:55

Регина ::вот буду в Карпатах в следущий раз...

То есть, в Карпаты дотация не нужна, а в Белград нужна? :razz:
Аватар
Denis
Војвода
Војвода
 
Порука: 1131
Приступио: окт 2006
Место: Москва

Re: Борьба русинов за свои национальные права

Порука Denis 21.9.2008. 15:19

ну ты сравнил :D
За два часа до игры начинается жизнь(с)
AlterEgo
Млади националиста
Млади националиста
 
Порука: 150
Приступио: јул 2008

Re: Борьба русинов за свои национальные права

Порука AlterEgo 21.9.2008. 15:41

Разве? Ну, может туда на час меньше лететь, но по мне все это далековато =)
Аватар
Регина
Млади националиста
Млади националиста
 
Порука: 171
Приступио: мај 2008
Место: Москва

Re: Борьба русинов за свои национальные права

Порука Регина 21.9.2008. 18:35

не, не в том дело. И туда, и туда нужна.. :(
просто в Карпатах очень здорово,особенно на машине путешествовать, и родственники недалеко живут. да и почти вторая Родина моя. всё-таки!
а Белград...охх..если б с дотацией не было проблем, то летала б каждые выходные, как некоторые на дачу ездят :D
Аватар
Трећи
Војвода
Војвода
 
Порука: 12571
Приступио: сеп 2004
Место: Јужнобачки округ

Re: Борьба русинов за свои национальные права

Порука Трећи 27.9.2008. 7:01

Валера, хвала на овако обимном тексту о Русинима. Ауторима чије си текстове пренео поткрала се и понека грешка. Једна од њих је и ова:
Валера ::В Сербии, к примеру, русины обладают сегодня не только всеми общегражданскими правами, но и широкой национальной автономией на территории Воеводины, где их проживает около 40 тысяч человек.

Око 40 хиљада нас је било укупно у бившој СФРЈ; од тога око 25 хиљада у Србији (око 18 хиљада у Војводини). Сада нас је у Војводини непуних 15 хиљада.

Што се тиче вере, шта мислиш, зашто је пропао овај план? http://rusnak.info/likvidacija-greko-katolicestva.htm
Или можда није пропао?

Баш сам 20. и 21. септембра са културно уметничким друштвом (КУД) из свог места био у посети Русинима у Мађарској и Словачкој. У Мађарској смо посетили Њиређхазу и Мучењ (Мучоњ) који важи као зборно место одакле су (тада Аустро-Угаска монархија) Русини пре два и по века кренули према бачванско-сремској равници. У Словачкој смо били у Михаловцима и Поруби под Вихорлатом; међу Русинима који су највише сачували русински језик који је и најсличнији овом којим ми овде у Војводини говоримо. Треба ли да напоменем да ми је срце пуно дивних утисака? :)

Језеро Ширава
Слика

Планине изнад Порубе под Вихорлатом
Слика

Оваква „имања“ (само без црвених црепова и струје) су Русини остављали и запутили се према Бачкој и Срему у Војводини у потрази за бољим животом.
Слика

А овде... Пуно је презимена које носе и садашњи Русини у Војводини.
Слика
Вук на овцу своје право има
ка' тирјанин на слаба човјека.
Ал' тирјанству стати ногом за врат,
довести га к познанију права,
то је људска дужност најсветија!
Аватар
Валера
Војвода
Војвода
 
Порука: 6585
Приступио: сеп 2005
Место: =РУСИJА=Москва=

Re: Борьба русинов за свои национальные права

Порука Валера 27.9.2008. 14:49

Око 40 хиљада нас је било укупно у бившој СФРЈ; од тога око 25 хиљада у Србији (око 18 хиљада у Војводини). Сада нас је у Војводини непуних 15 хиљада.

Надеюсь, что русины получат свою автономию на Украине, несмотря на малочисленость. Во всяком случае, без своей автономии русинам будет трудно сохранить и развивать свою культуру.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

СПРАВКА
о мероприятиях по ликвидации греко-католической (униатской) церкви в Закарпатской области УССР

Ввиду того, что греко-католическая униатская церковь в Закарпатской области УССР проводит открыто активную антисоветскую работу против всех мероприятий партии и советского правительства, является, по существу, массовой иностранной резидентурой на нашей территории, каналом антисоветского влияния Ватикана на верующее население и базой иностранных разведок, которым служит Ватикан, в целях пресечения ее враждебной деятельности греко-католическая церковь должна быть ликвидирована.

Ликвидацию этой церкви осуществить путем проведения ряда мероприятий, основными из которых должны являться следующие:

Тречи, что я могу сказать. Православная церковь не была резидентурой западных разведок, хотя также пыталась бороться с советской властью. Результат - раскол русской православной церкви на зарубежную и просоветскую. Массовые ссылки православных священников в Сибирь, уничтожение православных церквей. Также советские власти боролись с мусульманством.
Это была государственная политика, на том этапе все, без исключения, церкви попали под каток. Однако это не оправдывает сегодняшние преследования греко-католической церкви православных на Украине и погромы греко-католиков православных храмов и церквей.
Буди Србин! Пиши Ћирилицом!
Господе, помилуј, сачувај, спаси и заштити благодаћу Твојом јунаке србске Радована и Ратка! Господе благослови, заштити и спаси нас верне слуге Твоје!
Амин!
Востани, Сербије! Давно си заспала,
У мраку лежала; сада се пробуди,
И Сербље возбуди!
Аватар
Регина
Млади националиста
Млади националиста
 
Порука: 171
Приступио: мај 2008
Место: Москва

Re: Борьба русинов за свои национальные права

Порука Регина 29.10.2008. 14:38

Лидеров русинского национального движения вызвали на допрос в СБУ
Лидеры русинского движения Украины Димитрий Сидор и Евгений Жупан получили повестки из Службы безопасности Украины (СБУ), их вызывают на допрос по делу о посягательстве на территориальную целостность государства. Об этом сообщает Zaxid.net.
Дело, как сообщается, было возбуждено еще в июне 2008 года. Как заявила на днях пресс-секретарь СБУ Марина Остапенко, к нему приобщены и материалы, касающиеся Второго европейского конгресса подкарпатских русин. На съезде, состоявшемся 25 октября, напомним, делегаты объявили о "воссоздании русинской государственности", а именно - о придании Закарпатской области Украины статуса национальной автономии русин.

Комментируя претензии СБУ, Димитрий Сидор, который является председателем Сойма Подкарпатской Руси (народного парламента), заявил, что "власть Украины нелегитимная, поэтому и Служба безопасности Украины нелегитимная". Он также добавил, что все делегаты конгресса "готовы сесть в тюрьмы" за свои убеждения.

Делегаты, напомним, потребовали, чтобы закарпатский областной совет до 1 декабря признал "автономную республику Подкарпатская Русь". В противном случае Димитрий Сидор пообещал "найти другие пути, чтобы восстановить нашу государственность". Вместе с тем, решение о "воссоздании государственности", как следует из принятого на конгрессе меморандума, немедленно вступит в силу, если русины подвергнутся каким-либо репрессиям со стороны украинских силовых структур.

Ряд политических движений Украины, включая "Нашу Украину" и БЮТ, осудили выступления русин, потребовав, чтобы правоохранительные органы наказали их за сепаратистскую деятельность. Украинские политики выдвинули версию, что русин использует Россия, чтобы дестабилизировать ситуацию в республике. По другой версии, происходящее в Закарпатье связано с деятельностью главы президентского секретариата Виктора Балоги. Наблюдатели полагают, что Балога, имеющий влияние на русинское движение, использует угрозу сепаратизма как средство воздействия на Виктора Ющенко.

http://www.lenta.ru/news/2008/10/29/sbu/
Следећа

Ко је тренутно на Форуму?

Корисници тренутно на Форуму: Нема регистрованих корисника и 5 гостију