Десять лет назад, в 1998 году, в день 120-й годовщины освобождения русскими войсками Балканского полуострова от османского ига, святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в торжественной обстановке заново освятил в Ильинском сквере уникальный памятник-часовню русским гренадерам, героически погибшим под Плевной (ныне г. Плевен). В 2001 году массивная чугунная часовня, как предписывало постановление столичного правительства, полностью реставрирована и восстановлена московскими строителями.Поход ополченцевТрагическая, но победоносная страничка отечественной истории восходит к временам правления императора Александра II, когда на далеких Балканах развернулась освободительная война против турецких оккупантов.
Сначала в 1875 году народное восстание подняли славяне Боснии и Герцеговины на западе полуострова. Их яростную
борьбу поддержали и продолжили болгары. И хотя в 1876 году сопротивление было жестоко подавлено турками,
против «ненавистных янычар» почти немедленно выступили ополченцы Черногории и Сербии.В сложившейся ситуации Российская империя никак не могла оставаться в стороне, и на Балканский полуостров поначалу отправились
свыше 5 тысяч русских добровольцев. Среди них были не только закаленные в боях воины: солдаты и офицеры, но и знаменитые впоследствии гражданские люди. Например, врачи Н.В. Склифософский (работал в походно-полевом госпитале на территории Черногории) и С.П. Боткин (руководил санитарным отрядом, спасавшим раненых славян в Сербии), а также художники В.Д. Поленов и К.Е. Маковский.
Молодой генерал и его дивизияОтчаянная и неравная борьба ополченцев с османскими войсками завершилась тем, что весной 1877 года Россия официально объявила Турции войну, начав так называемый Славянский поход. Перешла с разрешения своего союзника румынского князя Карла Гогенцоллерна на восточный берег Дуная, где среди прочих направлений двинулась на основательно укрепленный генералом Осман-пашой город Плевну. Его гарнизон, превышавший 43 тысячи отборных бойцов, «держал» дорогу в глубокой горной котловине на пути к оккупированной Софии - будущей столице автономного болгарского княжества, а затем и царства.
Среди воинских подразделений, которые особенно отличились в боях под Плевной, прежде всего историки справедливо называют
Сначала наши войска трижды штурмовали укрепления Плевны. Безуспешно. После этих трех неудавшихся атак на поле боя навсегда остались лежать 32 тысячи русских солдат. Тогда Михаил Скобелев, чтобы более не терять людей, распорядился прекратить наступательные операции, вместо них организовал многомесячную осаду (блокаду) крепости в котловине, а в дополнение ко всему призвал из Петербурга 8 отборных полков Гренадерского корпуса (он сразу же вошел в состав Дунайской армии) генерала Ивана Степановича Ганецкого.
Подвиг русских великановНе случайно, когда генерал Михаил Скобелев встретил первые гренадерские полки под Плевной, он был немногословен.
«Гренадеры своим товарищам…»Потом было много всего. Скажем, беспримерный зимний переход в декабре 1877 года через Шипкинский перевал, .

В конце концов в январе 1878 года русские войска, рвавшиеся к Константинополю (Стамбулу), остановили разгоряченных коней в Сан-Стефано, пригороде турецкой столицы, где был подписан мирный договор. Черногория и Румыния стали независимыми государствами. Босния и Герцеговина получили статус автономии, а Болгария - княжества. Цена?
А что гренадеры? В том же 1878 году теперь уже генерал от инфантерии Иван Степанович Ганецкий, будучи членом Военного совета, высказал мысль, что было бы справедливо установить в честь павших под Плевной (в сущности, именно в той ужасной котловине решался исход быстротечной войны) героев-гренадеров какой-нибудь основательный памятник в Москве. Императору Александру II эта добрая мысль пришлась по душе. Одно смущало: где взять достаточно большую сумму денег для реализации патриотической идеи: государева казна на то время оказалась почти пустой. Генерал Иван Ганецкий был краток: «Народ поможет».
И действительно, к зиме 1879 года в специальный фонд со всех уголков Российской империи потекли добровольные пожертвования. Их общая сумма составила около 30 тысяч рублей. После этого специальная комиссия объявила конкурс на лучший эскиз. Что только не предлагали зодчие! Соборный храм, церковь, поклонный крест, стелу с именами всех погибших под Плевной гренадеров. Ничего жюри не понравилось.
Тогда профессор Иван Забелин предложил взяться за работу крупному московскому архитектору, автору проекта Исторического музея Владимиру Осиповичу Шервуду. Известный зодчий предложил вариант чугунного памятника-часовни высотой свыше 20 м с обкладкой из красной меди. Отборочной комиссии проект понравился. Однако и его нельзя было реализовать, так как требовалось не менее 70 тысяч рублей.
Шло время. На российский престол после убийства террористами отца взошел его сын и наследник Александр III. Он же предложил господину В.О. Шервуду переработать проект так, чтобы сооружение памятника-часовни стало много дешевле. Владимир Осипович согласился и уменьшил размеры будущего уникального объекта в Ильинском сквере. Наконец 28 ноября 1887 года, в 10-ю годовщину победы под Плевной, памятник был открыт и торжественно освящен. На мемориальной доске часовни - надпись крупными золотыми буквами: «Гренадеры своим товарищам, павшим в славных боях под Плевной».
Виват!После 1918 года большевистские власти, сделавшие Москву столицей государства рабочих и крестьян, почему-то решили, что часовня павшим гренадерам народу совсем не нужна.
Как и памятник одному из главных действующих лиц «Славянского похода» генералу Михаилу Скобелеву, установленный на Тверской улице. Его просто варварски уничтожили. Словно не было в нашей истории ни Плевны, ни Шипкинского перевала, ни освобождения Балканского полуострова от османского ига.
Что касаемо уникальной чугунной часовни в Ильинском сквере, то сначала представители победившего пролетариата ее полностью разграбили, а затем в буквальном смысле осквернили, когда переоборудовали памятник гренадерам под общественный городской туалет! Вот уж воистину, как сказал поэт Р.Г.Державин: «Где стол был яств, там гроб стоит…»
Время все расставляет по местам. Стараниями московских властей во главе с мэром Юрием Лужковым, специалистов строительного комплекса, руководимого Владимиром Ресиным, и сотрудников Москомнаследия в конце 90-х годов минувшего столетия принято решение восстановить памятник-часовню. В том виде, в каком нам оставил это замечательное сооружение Владимир Шервуд.
Как отмечалось выше, с 2001 года часовня полностью восстановлена и свободна для посещения граждан, которые дорожат славными страницами истории своей страны, а проходя мимо памятника, иногда восклицают: «Виват, гренадеры! Виват!»
http://mp.stroi.ru/detail.aspx?id=f5442 ... 93600fd32b